Мы в соц.сетях:

Как спасти иркутские памятники старины?


Геннадий Гущин, заслуженный артист России, режиссер Иркутского драматического театра им. Загурского:

По-моему, любой нормальный человек, который любит тот город, в котором он живет, хочет, чтобы этот город выглядел красиво и опрятно. У нас же в этом отношении явно не все в порядке – это видно невооруженным взглядом. И даже люди, которые приезжают в Иркутск из других мест, сразу же обращают внимание, что, вроде бы, и город очень красивый, но те старинные здания, которые могли бы придавать ему особый шарм, находятся в столь ужасном состоянии, что это откровенно бросается в глаза и вызывает удивление. Причем, когда приезжие друзья или коллеги говорят мне об этом, я уже даже не испытываю особой неловкости: это как хроническая болезнь, когда боль въелась в организм и стала настолько привычной, что на нее не обращаешь особого внимания. Так что, нам, безусловно, очень не помешает такая государственная программа, которая могла бы избавить горожан от этой боли.

 

Ирина Ежова, депутат городской Думы Иркутска, экс-главврач Иркутского городского перинатального центра:

Мне как депутату городской Думы по 20 округу эта проблема более чем близка: ведь это самый центр Иркутска, улицы Бабушкина, Карла Либкнехта и другие, где памятников истории и архитектуры особенно много. А ведь это не только памятники, но и, в то же время, жилье: неудобное, некомфортное. Поэтому многие сегодня спрашивают: а зачем мы так печемся о сохранении этих обветшавших, полуразрушенных памятников? Но ведь это – наследие, доставшееся нам от наших предков! Причем, это наследие не обязательно должно быть обузой: оно может и должно украшать город, формируя его уникальное, неповторимое лицо! И главная проблема здесь в том, что данные памятники находятся в ведении как муниципалитета, так и региона, и федерации. А это значит – разные «охранные грамоты», разные бюджеты, разные юридические нормы, разные подзаконные акты. Так что, я вижу лишь одно решение данной проблемы: должна быть разработана региональная государственная программа, межведомственная и наполненная соответствующим финансированием. В рамках этой программы и нужно будет решать судьбу каждого отдельного здания: может ли оно быть «законсервировано» или перевезено в Тальцы, или войти в проект городской администрации «Иркутские кварталы» и т.д. А наиболее оптимальной площадкой для такого обсуждения я вижу областное Законодательное собрание.   

 

Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии РПЦ:

Я считаю, что Иркутск – очень красивый город, который вполне можно сравнивать с Санкт-Петербургом. Ведь Питер – такой же «поношенный» и разваливающийся, как наш Иркутск, и ему практически нисколько не помогли те весьма немалые деньги, которые в него вкладывались в последние годы. Дело в том, что те строительные технологии, которые использовались там в XVIII-XIX вв., слабо подходят для наших широт. Их бездумно перенесли из Италии, Испании и других стран с гораздо более мягким климатом. Поэтому я полагаю, что у наших исторических и культурных памятников нет особых перспектив: большинство этих объектов находится в частной собственности, а наши частники – люди весьма прижимистые и не будут ничего делать до самого последнего, пока, условно говоря, не отвалится кусок стены и кого-нибудь не пришибет. Так что, эти красивые здания обречены – их может спасти только какая-нибудь супер-пупер-программа. Но для этого такая программа должна быть одновременно и жестокой, и щедрой к владельцам зданий, о которых мы говорим: жестокой в плане контроля и щедрой в точки зрения помощи.    

 

Валентина Рекунова, исследователь, писатель, автор серии книг «Иркутские истории»:

В Иркутске работает Агентство по развитию памятников. Хороший проект, нацеленный на то, чтобы реставрация домов-памятников была выгодна. И таких памятников все больше: гостевой дом Хейфица, отель «Яковлев», «Пекинская утка» в усадьбе Жарникова, усадьба  Винтовкина на Бабушкина, отреставрированная бывшим вице-мэром Иркутска Разумовым. 130 квартал при всех к нему претензиях, делает свое дело, то есть показывает, что в памятники стоит вкладываться, потому что деньги вернутся. Без этого понимания никакая программа не заработает. А еще есть такой проект как «В поле зрения», и у него хороший формат для взаимодействия различных сообществ.  Только государственные программы, на мой субъективный взгляд, неизбежно будут пробуксовывать. Добавьте к этому традиционное «таяние» денег на длинной дистанции, плюс старые «тёрки» с администрацией области (а исторические и культурные памятники находятся в собственности и города, и области, и федерации). Другое дело, когда владельцы памятников получают льготы и преференции - они натурально снимают с города тяжкий груз. То есть, выгодно создать ситуацию, когда забота о памятнике становится заботой о бизнесе.

 

Ольга Буянова, заслуженный тренер России и СССР:

Я не специалист в политике и экономике, но для меня очевидно, что исторические памятники не должны пропадать, гнить, разваливаться. Это наша история, которую не стоит забывать. Иркутск всегда славился своими деревянными зданиями, красивыми домами купцов, которые отдавали их для училищ и госпиталей. Забрасывая их, мы будто перечеркиваем собственную историю, все то хорошее, что стоит за разваливающимися фасадами. Если есть какой-то способ сохранить все это, сделать так, чтобы памятники не разрушались, чтобы им давали новую жизнь, то я, конечно, «за». Я работаю с детьми, занимаюсь их воспитанием, понимаю, насколько важно детям расти не среди бетонных бездушных коробок, а в красивом городе с богатой историей, знать эту историю, гордиться ею.

 

Алексей Петров, историк и общественный деятель, руководитель проекта «Прогулки по старому Иркутску»:

Деревянное зодчество, которым так славен Иркутск, сегодня уходит в прошлое: дома, построенные 100-120 лет назад, приходят в негодность. Но для того, чтобы восстановить все исторические и культурные памятники Иркутска, потребуются десятки миллиардов рублей. Таких денег нет ни у города, ни у региона, а значит, необходимо федеральное участие в данном процессе. Только государственная программа может решить этот вопрос комплексно, приведя к восстановлению не отдельные объекты, а целые кварталы и улицы. И, если бы такая программа появилась, она бы вдохнула в Иркутск новую жизнь, причем, приведение в порядок его центральной части пошло бы на пользу не только самим иркутянам. Ведь мы живем в историческом городе, и, если оставить в стороне тему Байкала, именно наша история и культура прежде всего манят сюда российских и зарубежных туристов. Кроме того, данная программа пошла бы на пользу тем фирмам и компаниям, которые занимаются строительными и реставрационными работами. А это – и дополнительные рабочие места, и дополнительные налоги в бюджет.

 

Сергей Перевозников, председатель кооператива «Ольхонский», житель города Иркутска:

На самом деле, меня беспокоит не столько состояние исторических и культурных памятников Иркутска, сколько их «вымывание» с иркутских улиц: ведь число этих достопримечательностей стремительно уменьшается год от года. Но, на мой взгляд, при существующем подходе к делу спасти их вряд ли получится, поскольку сегодня действует масса правил и нормативов, запрещающих адаптировать эти здания к современным условиям. К этим домам невозможно подвести канализацию, поставить там современные пластиковые окна, даже убрать какие-то ненужные перегородки внутри и то нельзя! Я очень хорошо все это знаю, поскольку в одном из таких исторических зданий расположена наша сыроварня. Так что, подход нужно менять. Далее. Работа над историческими и культурными памятниками, безусловно, должна быть системной. Однако и здесь, как мне кажется, не стоит действовать привычным способом – то есть, просто принять программу, выделить в ее рамках бюджетные деньги и отдать их строительным компаниям. Гораздо эффективнее будет работать с собственниками этих зданий: пусть они приводят их в порядок самостоятельно, а государство компенсирует им какую-то часть затрат и поможет прохождению экспертиз. Только при подобном раскладе эта деятельность будет не «точечной», а массовой и принесет заметные результаты.

 

Владимир Новожилов, главный врач Ивано-Матренинской детской клинической больницы:

Работа по восстановлению памятников ведется и сегодня: это отдельные дома на улицах Карла Либкнехта, Декабрьских Событий и т.д. Также в городе было создано Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ). Но мы видим, что эффективность не очень высока: мало кто вкладывает деньги в это дело. Однако заниматься этим надо, ведь речь идет о нашем историко-культурном наследии, а иркутяне – особый народ, который очень гордится прошлым своего города. И эта работа назрела уже давно – когда в центре Иркутска начали жечь старые деревянные дома. Но ведь эта «расчистка местности» огнем отнюдь не является решением вопроса. Я считаю, что вполне можно было найти какие-то компромиссные варианты: например, куда-то перенести данные дома, расселив их жильцов. Да, восстановление иркутской старины - это огромная и очень сложная работа, которая требует широкого государственно-частного партнерства. Да, у города и области есть более насущные нужды. Но заниматься этим все-таки нужно

 

Подготовил Валерий Гомзяков

"Мои года"