Мы в соц. сетях:

Статусный подарок ко Дню города


Законопроект об увеличении субсидии для Иркутска на выполнение функций областного центра пока обсуждается кулуарно. Хотя, чего скрывать, горожане были бы рады, решись дело в пользу авторов законодательной инициативы. Речь идёт почти о 2,5 млрд рублей, которые могут быть потрачены на дороги, коммунальную инфраструктуру, общественный транспорт, благоустройство.

В Послании к Федеральному Собранию глава государства Владимир Путин призвал за предстоящие шесть лет удвоить объём средств, выделяемых на пространственное развитие городов. Многие направления, которых это должно коснуться, относятся к ведению муниципалитетов. Именно городские власти напрямую занимаются вопросами транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы, благоустройства.

Весьма кстати пришёлся законопроект группы депутатов-иркутян Законодательного Собрания. Они вышли с инициативой увеличить субсидию Иркутску на исполнение функций областного центра. По расчётам разработчиков, она должна вырасти с 0,2% (или с запланированных 256 млн) налоговых доходов регионального бюджета до 2,2% и в денежном выражении составить 2,46 млрд рублей. Это примерно 15% от той суммы, что поступает в казну Иркутска.

Сейчас мэрия областного центра даже вынуждена брать банковские кредиты на решение важных для жителей Иркутска проблем. Что для вовлечённых во власть людей не является секретом. О том, как отреагирует на законопроект губернаторское крыло «Серого дома», тоже было заранее известно. «У нас всё время борьба между областью и деревней», – с горькой усмешкой заметил один из сотрудников иркутской мэрии, имеющий большой стаж работы на муниципальной службе, подразумевая долгую историю борьбы администрации и иркутских парламентариев за увеличение финансирования административного центра региона.

В отзыве на законопроект, подписанном главой региона, предлагается оставить всё как есть. А городу поработать с доходной базой. Говоря иными словами, посоветовали лучше собирать доходы, обещав на сумму роста поступлений увеличивать субсидию. И вообще, по данным правительства, размер субсидии для Иркутска уже несколько лет превышает 0,2%. Уже в 2017 году город получил в виде субсидии 1,085 млрд. Следует отметить, областные власти внесли в эту сумму и деньги, которые пошли на софинансирование строительства очистных сооружений по федеральной программе «О защите озера Байкал». Существует мнение, что, если бы город сам не включился в эту программу, в региональном правительстве не сделали бы ничего для появления новых очистных.

Доходы бюджета области с 2013-го по 2017 год выросли на 41%. Иркутска – на 2,6%, а с учётом того, что муниципалитеты в прошлом году отвоевали себе часть сборов по упрощённой системе налогообложения (УСН) – налогов от малого бизнеса (800 млн рублей), – на 12%. Почти две трети бюджета города сегодня уходит на социальную сферу. Остальное тратится на городское хозяйство.

Иркутск – не Москва. И в отличие от столицы России, имеющей статус субъекта федерации, формирует свой бюджет как обычный городской округ – Ангарск или Братск. Причём по бюджетной обеспеченности (объём бюджетных средств на одного жителя) Иркутск от этих городов не отличается, а Братску даже проигрывает. Основную долю поступлений в казну Иркутска обеспечивает подоходный налог. Город получает 26,5 копейки из каждого рубля, который уплачивает иркутянин в виде НДФЛ. Остальное идёт в областной бюджет. Региональное правительство не делится с городами и налогами, которые ему обеспечивают растущие сырьевые отрасли.

Депутат Эдуард Дикунов, один из сторонников идеи увеличения субсидии на выполнение функции административного центра, ещё в прошлом году, например, предлагал перераспределить в пользу муниципалитетов налог на имущество юридических лиц. Это добавило бы в копилку Иркутска 600 млн. Давший положительное заключение на законопроект Московский институт финансов констатировал, что это решение приведёт к росту консолидированной доходной базы региона.

И вот почему. «Учитывая, что данный налог, его база, находятся непосредственно на территории муниципалитетов, там лучше всего организуют собираемость: проведут инвентаризацию, найдут неучтённое или эксплуатируемое в режиме незавершённого строительства имущество компаний», – убеждён он.

– Население Иркутска ходит в торгово-развлекательные центры, тратит там свои деньги. Если горожане пользуются услугами данных заведений, формируют их доходы, было бы правильно, чтобы эти заведения отдавали часть своего дохода горожанам, а не области, – резонно замечает Эдуард Дикунов.

Говоря о новой законодательной инициативе, он подчеркнул, что Иркутску требуются дополнительные средства на решение вопросов, связанных с дорогами, дорожной сетью, развитием общественного транспорта, реставрацией памятников и средовой застройки. Достаточно заглянуть на любой городской интернет-форум – можно сразу понять, каких изменений ждут люди от властей. Не обязательно быть сотрудником областного правительства, чтобы увидеть: сегодня выезд через «узкое горлышко» из Иркутска в Хомутово создаёт проблемы как иркутянам, так и тем, кто приехал в город на работу. Динамичный рост числа автовладельцев – как местных, так и обеспечивающих маятниковую миграцию жителей соседних муниципалитетов – требует от Иркутска закончить реконструкцию транспортных развязок, сделать их современными и высокопропускными. «Вопросы транспортной безопасности требуют строительства новых пешеходных переходов, в том числе и подземных. Это выгодно как автомобилистам, так и пешеходам», – добавляет Эдуард Дикунов.

По-прежнему остаётся открытым вопрос строительства перехватывающих парковок, способных разгрузить центр. В новых подходах нуждается организация общественного транспорта. «Таких наработок очень много, но они существуют в виде проектов на бумаге, – отмечает Эдуард Дикунов и добавляет: – Для решения проблем нужны деньги – целевые средства, которых у города пока нет. Хотя Иркутск уже неоднократно доказывал, что способен успешно решать сложные задачи».

Цифры и факты

В области нет программы развития административного центра.

В государственных программах «развитие административного центра» прописано лишь в разделе программы развития дорожного хозяйства. Иркутск получал по этой подпрограмме на ремонт дорог более 300 млн рублей.

В нынешнем году маятниковая миграция в Иркутск составляет около 79 тыс. человек (12% от численности населения областного центра) ежедневно. Именно столько человек приезжает в областной центр на работу из соседних муниципалитетов. Они являются сотрудниками федеральных и областных ведомств, банков, вертикально интегрированных компаний, имеющих офисы в Иркутске.

Иркутск – транзитный пункт, который обеспечивает приток в городской округ населения со всей области. Транспортный поток через город увеличился примерно на 46 тыс. единиц в день.

Как туристический центр Иркутск становится всё более привлекательным. За 2017 год пассажиропоток воздушным транспортом увеличился на 18% и превысил 2 млн человек в год. Приток людей в город обеспечен и железнодорожным транспортом – 3 млн человек.

Большое число приезжих обязывает создавать более комфортные условия передвижения в границах города. Растёт количество общественного транспорта. Объём перевозок пассажиров вырос на 3,2% – до 93 млн человек – в 2017 году.

Около 100 тыс. студентов, зарегистрированных за пределами города, получают образование в высших и средних специальных учебных заведениях Иркутска.

Только на содержание дорог городу требуется около 5 млрд рублей.

Не говоря уже об опережающем развитии качества дорожной сети. Нормативному состоянию соответствует 40% дорог. В администрации Иркутска планируют довести этот показатель до 80% к 2025 году.

В контексте

В России нужно создать современную среду для жизни, преобразить наши города и посёлки, сохранив при этом их лицо и историческое наследие. Это одна из самых масштабных задач, которые президент поставил в своём Послании.

По словам Владимира Путина, обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях, использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта, коммунального хозяйства. Это будет иметь и широкий социальный эффект – в частности, позволит обеспечить прозрачность и эффективность работы системы ЖКХ, чтобы граждане получали качественные услуги и не переплачивали за них, цитирует президента «Российская газета».

Наталья Гаврилова, ВСП